Глава "Чехи и Словаки" из книги "Календарные обычаи и обряды стран зарубежной Европы. Конец 19 - начало 20 в. Летне-осенние праздники." 1978 г.
Автор: Н.Н. Грацианская
Прислал: Геннадий Урядов
Скачать PDF версию
Особое место в обрядовом фольклоре чехов и словаков занимали исполнявшиеся во время этого праздника дожинковые песни.
Песни-дожинки пели после уборки урожая по дороге с поля, когда шли с венцом, при чествовании хозяина, во время угощения. Они имели много общего с жатвенными песнями, но по сравнению с ними имели и свои особенности. Прежде всего напев их был не протяжный, а танцевальный. Дожинковые песни были ближе всего к песням свадебным и по своему содержанию. Да и сам обычай дожинок имел много элементов свадебной обрядности: приготовление дожинкового венца, процессии жнецов, имевшие много общего с шествием дружек — во главе шествия часто шла изображавшая жениха и невесту пара.
В Словакии, например, одна и та же песня в разных районах исполняется в качестве свадебной и дожинковой в несколько ином варианте:
Už sme žitko požali,
Ešte máme jarinu.
Už sme Zuzku vydali,
Ešte máme Marinu.
|
Уж мы рожь пожали,
Осталась нам яровая.
Уж мы Зуэку выдали.
Осталась нам Марина 35 .
|
Влияние свадебных обрядов явно сказывалось в обычаях дожинок и у чехов. Например, перед шествием жнецов, несущих венец, хозяин закрывал двери, как и перед свадебным шествием. Жнецы просили их впустить:
Panimamo zlatá, otvirejte vrata,
Nesem vám věneček ze samého zlata,
Zpívať nepřestanem, dokud nedostanem
Teho aldamášu, со si zasluhujem.
|
Мама золотая, открывайте ворота,
Несем вам веночек из самого золота,
Петь не перестанем, пока не получим
Того угощения, что мы заслужили 36 .
(Моравия)
|
Общими со свадебными поздравлениями были и магические формулы с пожеланиями урожая, будущего счастья, здоровья и т. д. при передаче жнецами дожинкового венца.
В процессии с дожинковым венцом принимали участие разные маски: конь, медведь, баран. В Моравской Валахии (северо-восточная Моравия) сохранились сведения об особой роли козы при дожатах — гомоле; последний косарь, скосивший последние стебли, ударял косой о землю, а все работавшие рядом жнецы и жницы в этот момент изображали блеяние козы. Во всех чешских областях, кроме того, говорилось, что каждый оставшийся в хвосте жнец оказывался «на козе». Известно, что и в Польше термин «koza» означал последние оставленные в поле колосья злаков 37 .
Дожинки с обильным угощением и долгим застольным весельем устраивались только у самых богатых хозяев, где работали наемные жнецы, приносившие венец. Бедные же крестьяне привозили домой только последний сноп, не устраивая для себя никакого праздника. Иногда дожинки в деревнях праздновали сообща несколько крупных хозяев-кулаков. Традиция празднования дожинок дольше всего держалась в Словакии и восточной Моравии, т. е. в аграрных областях. В чешских же землях обычай этот стал исчезать уже во второй поло¬вине XIX в., его праздновали только в хозяйствах самых крупных землевладельцев.